.jpg)
Выбор профессии – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет и поддержка очень важны.
Выбирая профессию, люди выбирают не только способ, каким будут зарабатывать себе на жизнь, но и образ жизни.
Первое осознание необходимости принятия жизненно важного решения о выборе профессии приходит в возрасте 14-15 лет. Ежегодные исследования показывают, что всего 15% учащихся твердо знают, какую профессию они хотят освоить. Около 15% выпускников даже не задумываются о выборе будущей профессии и приблизительно 70% школьников колеблются в своем выборе, не имея четкого представления, куда идти учиться дальше.
Выбор профессии очень важный и ответственный шаг, с этим сталкиваются все выпускники, и речь здесь идет не только о будущей жизни, но в первую очередь о жизненном призвании. В этой связи очень важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный выбор профессии сделан им самостоятельно. Конечно же, сделать это не так просто. В первую очередь потому, что список существующих профессий очень велик и многие профессии не известны не только подросткам, но и их родителям. Часто детей привлекают модные или популярные профессии, даже в том случае если у них нет необходимых данных. В этой ситуации многие родители берут инициативу в свои руки и сами решают, какая профессия для ребенка будет наиболее подходящей.
Однако выбор предполагает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. В таком случае, если ребенку кажется, что выбор профессии он сделал не сам, то он потом и учится не для себя. В противоположном случае, ощущение, что выбор был сделан самостоятельно, может значительно стимулировать к продвижению профессионального развития. Конечно, большую роль в принятии решения о выборе профессии играет семья, но дети не всегда могут это осознавать.
Факторы, влияющие на выбор профессии.
Очень часто на выбор профессии оказывает влияние самое близкое окружение – родители, родственники. Самый яркий пример такого влияния трудовые династии. С одной стороны следование семейным традициям может ограничивать выбор подростка. В этом случае ребенок как бы идет по инерции, порой не понимая, как такой выбор действительно соответствует его желанию. С другой стороны он очень хорошо представляет такую профессию и знает, какие качества для нее требуются. В такой ситуации очень важно обсудить с ребенком мотивы его выбора и понять, что им движет.
Такой же фактор выбора как «модная профессия» имеет огромный риск, что через какое-то время может быть переизбыток обладателей этой профессии, а в следствии недостаток рабочих мест по этим специальностям и жестокая конкуренция. Это, например, произошло с модными несколько лет назад профессиями экономиста и юриста. Это конечно не означает, что эти специальности выбирать не стоит, ведь в любом деле можно стать редким профессионалом, но нужно четко понимать насколько твои интересы и способности соответствуют данным профессиям.
Стараясь выбрать профессии, обещающие большой материальный доход необходимо учитывать, что такие профессии как правило, требуют бешеной работоспособности, риска, толстокожести, готовности отказаться от многих других важных и нужных дел. Здесь нужно понимать в первую очередь, что все-таки, если профессия выбирается по «душе», она и выполняется с удовольствием и в этой ситуации результат достигается быстрее, а это залог профессионализма. А, как известно профессионалов своего дела не так уж много на рынке труда и все они ценятся на вес золота, а отсюда и карьерный рост и востребованность и высокий материальный доход.
На выбор профессии подростка могут влиять и другие факторы такие как: друзья, СМИ, профильное обучение или сверстники и в этой сложной для него ситуации главное для родителей не отказаться от роли советчика и постараться помочь своему ребенку сделать правильный и осознанный выбор.
В чем же все-таки может состоять помощь родителей в выборе профессии.
При выборе профессии очень важно учитывать в первую очередь психологические особенности человека, насколько они соответствуют характеристикам будущей специальности.
Профессия, прежде всего, должна быть интересна человеку. Необходимо сначала помочь подростку оценить его интересы, чем бы он хотел заниматься. Выяснить какие предметы из школьной программы наиболее ему удаются и нравятся, чем он любит заниматься в свободное время. Посмотреть, как ему удаются контакты с другими людьми, особенно с посторонними.
Так же очень важно понимать, какие способности уже развиты у ребенка, и в какой профессиональной деятельности их можно применить наиболее эффективно. Интересы и способности это не одно и то же, например, подросток интересуется каким-то определенным видом деятельности, но успех в ней может прийти к нему только благодаря очень напряженному психологическому и физическому напряжению. Поэтому, что бы такого не случилось, прежде всего, нужно познать себя. Желательно подростку получить консультацию психолога, это можно сделать в школе, центре занятости или у специалиста по профконсультированию. В этом случает, при необходимости подростку будет рекомендован ряд мероприятий, которые помогут развить профессионально важные качества.
Очень полезно помочь ребенку правильно оценить ситуацию на рынке труда. Для этого можно воспользоваться прогнозами кадровых агентств и служб занятости, которые публикуются в сети Интернет и СМИ. Это поможет определить, учеба на каком факультете сулит наилучшие перспективы. Однако при этом необходимо учитывать, что обстановка на рынке труда довольно часто меняется и возможно что через 3-5 лет когда ваш ребенок закончит учебное заведение потребности рынка труда существенно поменяются. Поэтому, прежде всего, выбирайте сердцем, а не рассудком.
Постарайтесь помочь своему ребенку оценить свои профессиональные цели. Кем он видит себя по окончании учебы, что он ожидает от своей специальности, как он представляет себе свою будущую работу. Вместе оцените условия, пути и средства с помощь, которых будет реализовываться выбор: уровень образования, выбор учебного заведения, материальные возможности, перспективы трудоустройства.
Оценив всю полученную информацию можно предложить ребенку составить список всех его профессиональных предпочтений. Затем разделить этот листик на две колонки, в одной записывать плюсы, а в другой минусы каждого сделанного предпочтения. Затем, когда картина будет более наглядна, можно будет действовать методом исключения, пока не останется всего несколько вариантов, которые можно будет рассмотреть уже более детально и сделать окончательный выбор.
Семья это та среда, в которой развивается и формируется отношение ребенка к работе и профессии. Если родители относятся к своей работе как к возможности самореализации и самовыражению, как к значимой части своей жизни, то и у ребенка формируется понимание, что удовлетворенность жизнью и самим собой напрямую зависит от профессиональной деятельности, и наоборот.
Если Вам с ребенком пока не удается определиться с правильным выбором профессии, если Вы сомневаетесь или хотите утвердиться в правильности Вашего выбора, Вы можете пройти профдиагностику в нашем Центре. Из этой консультации Вы и Ваш ребенок сможете узнать подробную информацию об интересах и способностях, о личностных характеристиках. Узнаете рекомендации о дальнейшем развитии для успешной реализации профессионального потенциала.